Остановка автомобиля инспектором ГАИ

   Каждый водитель должен знать, что Инструкция № 111 имеет конкретный перечень оснований для законной остановки вашего автомобиля инспектором ГАИ. Вот они:

- Нарушение ПДД;

- Характер движения автомобиля (резкое изменение направления или скорости движения) вызывает сомнение относительно состояния водителя управлять автомобилем;

- Отсутствие номерных знаков, их скрытость, несоответствие требованиям стандарта, загрязнённость, плохая видимость с расстояния 20 метров или отсутствие талона техосмотра;

- Наличие признаков неисправности автомобиля;

- Наличие данных о причастности автомобиля, водителя, пассажиров или груза к совершению дорожно-транспортного происшествия (далее - «ДТП»), административного правонарушения или иному преступлению и его розыске;

- Наличие данных об использовании транспортного средства с противоправной целью; 

- Необходимость опроса водителя или пассажиров в качестве свидетелей ДТП или иного преступления, свидетелями которого они есть или могли быть; 

- Необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения, работникам милиции или как свидетеля при оформлении административных материалов; 

- Проведение целевых мероприятий по проверке документов на право управления или использования автомобиля, а так же документов на транспортное средство и груз:               

   Выполнение решений уполномоченных на то государственных органов об ограничении или запрете движения;

   Транспортное средство или способ крепления багажа на нём создаёт опасность для других участников дорожного движения;

   Нарушение установленного порядка использования световых и звуковых сигнальных устройств. 

    ВНИМАНИЕ! Прежняя Инструкция запрещала инспектору ГАИ безосновательную остановку автомобиля. Об этом было сказано в Инструкции №1111! А вот в новой редакции этот пункт почему-то пропал. Но это и не страшно, так как безосновательная остановка автомобиля запрещена другим ведомственным документам. О нём мы расскажем ниже, при рассмотрении «запретов» для инспектора ГАИ. Всё-таки наше законодательство очень противоречиво. Одним законом разрешаем, а другим запрещаем. А инспектора ГАИ всегда будут вам цитировать только «полезные» для них законы. Поэтому, «свои» законы вы должны знать!

   С чего начинается ваше общение с инспектором ГАИ?

    Правильно - понятным для вас жестом он подает команду на остановку автомобиля. Бесспорно, вы дисциплинированный водитель и подчиняетесь этому сигналу. Возможно, вас останавливают не для оформления нарушения, а с другой целью. Например, указать на неисправность транспортного средства (спущенное колесо и т.п.) или предупредить, что впереди дорога закрыта для движения.

   Существует два распространенных варианта остановки автомобиля инспектором ГАИ: просто так и за нарушение. 

   В первом случае вы едете с утра на работу, ничего не нарушаете; стоит патруль ГАИ и характерным жестом подает команду на остановку транспортного средства. Стандартная ситуация: «Бур-бур-бур...инспектор Петренко, ваши документы». После этого могут последовать другие вопросы: «куда едем», «с кем едем». Чем больше вопросов, тем более интересными они становятся: «что-то вид у вас уставший», «а почему глаза красные» и тому подобное. 

   Как правило, такие остановки случаются рано утром или поздно вечером, а истинной их причиной является желание инспектора ГАИ уличить вас в употреблении алкоголя. Понятно, что вы нормальный человек и, садясь за руль автомобиля, алкоголь не употребляли. Расчет инспектора в ранние утренние часы делается на остаточное явление - попросту говоря, наличие у вас «перегара» от вчерашней вечеринки. Это отдельная тема, и мы рассмотрим ее в специально отведенном разделе. 

   Если вас остановили «просто так», вы можете по своему усмотрению выбрать один из вариантов дальнейшего развития событий. 

   Вариант первый - такие остановки происходят крайне редко и не доставляют вам неудобства. Спокойно, не нервничая, предъявите свои документы и после их проверки следуйте дальше. Такой вариант самый простой, как для вас, так и для инспе ктора ГАИ -«разошлись, как в море корабли». 

   Вариант второй - остановки «просто так» происходят регулярно, на определенном маршруте, в определенное время, они отнимают у вас время, они вас «достали», и вы решили положить им конец. Тогда выполняйте наши РЕКОМЕНДАЦИИ: 

1) Обратите внимание, на каком автомобиле и в каком месте стоит патруль. Не создает ли он помеху другим участникам движения? Если вы видите явное нарушение со стороны инспектора ГАИ (остановка транспортных средств на участках дорог с ограниченной видимостью, до и после поворотов, непосредственно перед перекрестками, в зоне железнодорожных переездов и в других небезопасных местах), сообщите об этом нарушении по телефону доверия ГАИ, а ещё лучше - в службу внутренней безопасности МВД Украины. Произведите фотосъемку происходящего.

2) Никогда не выходите из машины, говорите через опущенное стекло. У инспектора ГАИ нет права требовать от вас выхода из машины. Он может только предложить вам это сделать или рассказать вам о том, что согласно закону Украины «О милиции» вы должны выполнить его законные требования. Обратите его внимание на ключевое слово «законные». 

3) Перед тем, как подать свои документы, вы должны убедиться, что человек в форме действительно является работником ГАИ. Наличие формы, жезла в руках, жетона и именной таблички не являются тому доказательством. Поэтому, ссылаясь на Ст.5 закона «О милиции»*, попросите его предъявить служебное удостоверение. Запишите номер удостоверения и ФИО. Впоследствии это даст вам возможность опротестовать неправомерные действия инспектора ГАИ.

4) Поинтересуйтесь причиной остановки. Такое право вам предоставлено Законом Украины «О дорожном движении»**. Услышав самое модное среди работников ГАИ - «проверка документов», выскажете свое мнение - это не причина, а желание инспектора. Причиной это может быть лишь в двух случаях - вас подозревают в совершении правонарушения или проводится целевое мероприятие по проверке документов, о чем можно узнать по телефону доверия ГАИ. Если у вас его нет - попросите у инспектора.

5) Поняв, что остановка автомобиля - это желание инспектора ГАИ, который хочет вас «понюхать», - сообщите о действиях инспектора ГАИ по телефону доверия. Можете даже накатать жалобу прокурору. Проверка документов - процедура для нас унизительная, она отнимает наше время и нервы. Зачем нас отвлекать, если мы ничего не нарушали? Чем чаще мы будем это делать, тем меньше они будут нас безосновательно останавливать на дорогах в желании «понюхать».

   Вы должны знать, что сказано о порядке проверки документов в п.2 ст. 11 Закона Украины «О милиции»***. Он действительно предусматривает право сотрудника милиции (каковым и является инспектор ГАИ) «проверять документы у граждан при подозрении в совершении правонарушений». 

   Поэтому при упоминании инспектором ГАИ закона «О милиции» сразу же задайте вопрос: в чем, собственно говоря, вас подозревают? При этом можете добавить, что согласно ст. 19 Конституции Украины* должностное лицо органа государственной власти, в т.ч. и сотрудник ГАИ, имеет право действовать только на основании, в пределах полномочий и в порядке, установленных Законом.

   ПОМНИТЕ: получив на вопрос о причине остановки ответ инспектора ГАИ: «Проверка документов», вы имеете право аргументированно возразить, что сама по себе такая проверка не может служить основанием для остановки (задержания) автомобиля, если вами не совершено правонарушение, вы не подозреваетесь в совершении иного преступления, а органы милиции не проводят целевое мероприятие (спецоперацию) по проверке документов.

   Теперь рассмотрим второй случай - остановка за нарушение. Позже мы дадим вам ценные рекомендации под каждый вид нарушений, а пока остановимся на общих принципах.

   «Нарушаемо? Що будемо робити?»

   В первую минуту после остановки автомобиля инспектором ГАИ вы горько сожалеете о том, что «попались» и начинаете лихорадочно продумывать свои дальнейшие действия. Традиционно вы выбирали один из трех вариантов: запугать (если есть «крутая корочка»), уговорить или откупиться.

   Если вы не являетесь обладателем удостоверения народного депутата, судьи, прокурора, сотрудника СБУ или милиции, выбор вариантов упрощается. Уже легче! Сначала попытаетесь уговорить инспектора ГАИ, а если не получиться - откупиться. Этим объясняется поведение большинства водителей, которые выскакивают из авто, бегут к инспектору на «полусогнутых» и заискивающе улыбаются. Со стороны вид нелепый или попросту глупый. Это «совковый» вариант. Забудьте про него, раз и навсегда! Тем более, что после увеличения штрафов вряд ли инспектор ГАИ оценит вашу улыбку на 500-700 грн.

    Измените свою психологию и сделайте выбор для себя по-новому:

- Я экстремал, умышленно шел на нарушение, признаю его и готов отвечать по всей строгости закона;

- Нарушение произошло случайно. Виноват не я, а дорожная обстановка.

   Мы не рекомендуем вам заниматься экстремальной ездой, ведь это вопрос жизни и смерти, - не только вашей, но и окружающих. Но справедливости ради скажем, что независимо от вашего выбора вы имеете право, а самое главное все возможности не только вступить в процессуальный поединок с инспектором ГАИ, но и выиграть его.

    Всегда соблюдайте несколько основных правил:

1) Для вашей защиты нужен подробный анализ дорожной обстановки. Это очень важно - как и при каких обстоятельствах вы совершили нарушение? Основные рекомендации мы вам дадим, но воспользоваться ими можно только в том случае, если вы добровольно не признали свою вину. Если это так, - требуйте от работника ГАИ составления протокола об административном нарушении. Именно он является для вас «палочкой-выручалочкой», потому что для инспектора ГАИ - это самое слабое звено.

2) Все обстоятельства совершенного нарушения зафиксируйте по максимуму. Если это нарушение требований дорожного знака или светофора - где и как они висели, в каком режиме работал светофор, сколько секунд на нем мигает свет? В каком состоянии находится дорожная разметка? Все это оговорено государственными стандартами и национальным законодательством, которые вы можете и не знать. А вот халатное отношение дорожных служб к своим обязанностям может доказать вашу невиновность. Используйте для своей защиты фото- и видеосъемку. Вам никто этого не запрещает. Вполне возможно, что уже на этой стадии у инспектора ГАИ отпадет желание общаться с вами далее!

3) Задайте инспектору ГАИ простой вопрос: какими доказательствами совершенного вами нарушения он располагает? Помните, что его показания, отраженные в протоколе, относятся лишь к совокупности доказательств и не являются исключительными. Любая его попытка незаконного привлечения свидетелей может трактоваться адвокатом как «принуждение к даче ложных показаний», что повлечет за собой привлечение к уголовной ответственности уже самого инспектора ГАИ.

 4) Внимательно отнеситесь к заполнению протокола об административном правонарушении. Сейчас мы объясним, почему он является самым слабым звеном для работников ГАИ.

Источник: 100 аргументов против штрафов ГАИ

Беспричинная остановка транспортного средства инспектором ГАИ легализована. 

12 Июль 2011

Добавил Кикер Алексей

   Украинский народ уже привык к тому, что власть его удивлять разучилась. Борьба двух лидеров в постреволюционный период полностью парализовала продуктивность органов государственной власти. С приходом новой старой власти продуктивность такой работы повысилась до неузнаваемости, хотя не редко достаточно большой ценой. В первую очередь речь идет о налоговой и пенсионной реформе, которые резко колыхнули общественность, привыкшею к штилю. Но кто-то должен на себя взять ответственности за непопулярные и более чем актуальные для сегодняшней Украины реформы.

   Успела порадовать власть и обещанной Президентом отменой техосмотра транспортных средств, который ранее был предложен Анатолием Гриценко, но был заранее обречен на провал из-за необходимости поднятия рейтинга правящей партии, а не оппозиционной. Тем более, когда такой подарок делает Президент Украины в период социальной напряженности и незадолго до выборов. Но о таких подарках поведаем постепенно.

   Итак, 5 июля 2011 года Верховным Советом был принят, а Президентом подписан Закон Украины „О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины касательно ликвидации чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок”. Как видим из названия суть его норм в таком названии вовсе не раскрывается. Если он и касается сферы автомобильных перевозок, то лишь в малой степени, а основные его положения вносят фундаментальные изменения, как в жизнь автомобилистов, так и органов государственной власти (в первую очередь ГАИ). В этих изменениях присутствуют достаточно принципиальные моменты, в некоторой степени признание государством своей вины в ограничении прав и свобод своих граждан.

   Начнем с того, что перечень документов, которые обязан при себе иметь водитель, уменьшился и приобрел более четкие и конкретные формы. Каждый водитель должен иметь при себе три документа – водительское удостоверение соответствующей категории, регистрационный документ (техпаспорт) на транспортное средство и полис обязательного страхования гражданской ответственности. Дополнительным документом для категории автомобилистов, занимающихся коммерческими перевозками, является лицензионная карточка.

   С момента вступления в силу данного закона, доверенность на управления транспортным средством для водителей, которые не являются собственниками, уже не понадобиться. Также не требуется иметь при себе маршрутные листы и документы на перевозимый груз.

   Изменился не только перечень документов, которые водителю необходимо иметь при себе, но и обязанность предоставлять такие документы по требованию инспектора ГАИ. Теперь отдавать в руки инспектору их не обязательно, хотя многие сотрудники милиции явно будут пользоваться неосведомленностью большинства водителей, водитель обязан лишь предъявить их для проверки. А как такую проверку будет проводить инспектор, это уже видимо его проблемы, хотя в результате они резко могут стать проблемами автомобилиста. Видимо таким образом государство уравнивает в правах инспектора и водителя, ведь первый по требованию водителя также должен лишь предъявить служебное удостоверение, а как показывает практика, такое удостоверение демонстрируется на таком расстоянии, с которого что-либо идентифицировать очень сложно.

   Вздохнуть с облегчением смогут автомобилисты, использующие одно транспортное средство на несколько человек, дополнительный и абсолютно бессмысленный заработок нотариусов отменяется. Теперь у кого регистрационный документ на автомобиль, тот владеет им правомерно, пока не будет доказано обратное, например, не будет подано заявление об утере или кражи такого документа у его собственника (соответственно собственника транспортного средства). А раньше было наоборот, ты должен заплатить деньги за доверенность, чтобы нотариус подтвердил истинность волеизъявления владельца касательно передачи техпаспорта в пользование другому лицу (и автомобиля соответственно автомобиля).

    Следующим существенным моментом является отмена обязательного технического осмотра некоммерческих транспортных средств. Вместо этого вводится технический контроль, который в обязательном порядке должны проходить такси и автомобили, используемые для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли. Периодичность прохождения технического контроля составляет для автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонн – каждые два года, для грузовых с грузоподъемностью более 3,5 тонн – каждый год, для автобусов и специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы – два раза в год. Производить такой технический контроль будут так званные субъекты проведения обязательного технического контроля, которые должны иметь на праве собственности или пользования оборудование, которое способно проверять техническое состояние транспортных средств на соответствие требованиям безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды. Правда еще на протяжении года технический контроль смогу проводить и субъекты хозяйствования, которые были уполномочены в установленном порядке производить государственный техосмотр. Что вполне обосновано, так как создание субъектов проведения обязательного технического контроля займет не один месяц, а безопасность дорожного движения нужно ведь поддерживать уже сейчас.

   С другой стороны изложение статьи 35 Закона „О дорожном движении” в новой редакции чревато другими последствиями. Речь идет о снятии запрета для сотрудников ГАИ проводить проверку технического состояния автомобиля прямо на дороге, так как предыдущая редакция статьи устанавливала правило, согласно которому проверку технического состояния транспортных средств производили исключительно аккредитованные субъекты хозяйствования, имеющие соответствующею лицензию. Эта норма фактически лишала сотрудников милиции возможности производить такую проверку на дороге, чем не редко пользовались грамотные автомобилисты. Теперь ею воспользуются грамотные инспектора, хотя Закон „О милиции” таких полномочий им и не предоставляет.

   Грамотно поступил законодатель забрав возможность у страховых компаний проводить свой обязательный техосмотр, внеся соответствующие изменения в Закон „О страховании” и „О обязательном страховании гражданской ответственности собственников наземных транспортных средств”. Согласно таким изменениям прохождение технического контроля, что подтверждается соответствующим протоколом, является обязательным для заключения договора страхования гражданской ответственности исключительно для транспортных средств, работающих в сфере такси или перевозок грузов либо пассажиров с целью получения прибыли. Из чего следует, что прохождение технического контроля или осмотра других транспортных средств не является обязательным условием для подписания договора страхования.

    Другим принципиально важным следует считать расширение полномочий сотрудника милиции касательно действий по остановке транспортного средства. Фактически ГАИ и раньше останавливало автомобили ссылаясь на такие основания, так как они были заложены в Инструкции „О деятельности дорожно-патрульной службы ГАИ”, известный как Приказ № 111. Таким образом, государство все же признает не соответствие положений 13 раздела пункту 21 статьи 11 Закона „О милиции”, несмотря на решения административных судов, которые „помогали” в расширении полномочий милиции и сужении прав граждан в обход воли законодателя. Но факт остается фактом, теперь сотрудник милиции имеет право остановить транспортное средство по ранее закрепленным трем из четырех причинам – нарушение ПДД; наличие признаков, свидетельствующих о неисправности транспортного средства; наличие данных об использовании транспортного средства с противоправной целью. К ним теперь добавляются:

· отсутствие номерного знака или наличие номерного знака, который не соответствует установленным требованиям, закрепленный в не установленном для этого месте, закрытый другими предметами, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния в двадцать метров;

· наличие данных, которые свидетельствуют о причастности транспортного средства, его водителя, пассажира или груза к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

· необходимость опроса такого водителя или пассажира об обстоятельствах совершения указанных событий, свидетелями которого они есть или могли быть;

· необходимость привлечения водителя для предоставления помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов о ДТП;

· проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов пользования и управления транспортным средством, документов на него;

· нахождение автомобиля в розыске;

· исполнение решений об ограничениях или запрете движения, принятых уполномоченными на то государственными органами;

· если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;

· нарушение установленного порядка установки и использования специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

   Начнем с несоответствий номерного знака, ведь самое смешное, что соответствующие нормы о том, что причиной для остановки транспортного средства является наличие номерного знака, закрепленного в не установленном для этого месте или закрытого другими предметами, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния в двадцать метров, были исключены из Инструкции „О деятельности ДПС ГАИ” Приказом МВД № 131 от 8 апреля сего года. Что же это получается, так хотели угодить милиции, аж переборщили. 

   Самым неприятным моментом для автомобилистов является легализация беспричинной остановки транспортного средства под видом всяких там спецопераций. Хоть с фантазией в ГАИ не очень, но с ходу придумать или вспомнить грозное слово типа „сирена” или „перехват” там всегда смогут. Единственное должно радовать, что такие беспричинные остановки могут производится с целью сугубо проверки документов пользования и управления транспортным средством, а также документов на сам автомобиль. А значит, по другим поводам ограничивать свободу передвижения автомобилиста нельзя даже под видом операций, например, для сверки идентификационных номеров кузова, что не редко встречается до сих пор. Как узнать, действительно ли проводится спецоперация или лишь выдуманный повод, закон не указывает. Но такие мероприятия могут вводиться лишь в установленном порядке лицами, имеющие соответствующие полномочия, а издаваемый им акт имеет свои реквизиты. И если инспектор такими реквизитами не владеет, то с большой вероятностью можно заявить об отсутствии такого акта вообще.

   Более того, теперь на уровне закона выписана обязанность сотрудника милиции назвать причину остановки и суть совершенного правонарушения. И сделать он это должен без соответствующего требования водителя, как это было ранее. Это значит, что мало того, что инспектор обязан назвать причину остановки, рассмотренные выше и разъяснить, в чем она выражается (данные о розыске или признаки технической неисправности), но и в случае совершенного правонарушения указать, норма какого нормативно-правового акта нарушена, положением какого закона за это установлена ответственность и в каком действии/бездействии проявилось само нарушение. Таким образом, реализации прав водителя на защиту будет более реальной, так как последний зная в совершении чего его подозревают, и зная соответствующею квалификацию, способен будет защищать себя уже на начальных стадиях производства по делу об административном правонарушении даже без юридических знаний, а не на стадии обжалования постановления в суде, как это часто бывает. Все это способно будет повлиять на уменьшение случаев безосновательного привлечения человека к ответственности, а значит и способно привести к утверждению Украины как правового государства. Хоти и это во многом будет зависеть как от дальнейших действий власти от высших её уровней до низов, так и отношения к этому украинской общественности.  

тИЦ и PR сайта volkoff.okis.ru

Яндекс.Метрика
CY-PR.com

volkoff-журнал