Отмена техосмотра: хорошая новость и плохая

Отмена техосмотра: хорошая новость и плохая.

   Один из членов общественного совета, который действует при МВД, утверждает, что в Украине аварии по причине технической неисправности транспортного средства совершаются реже, чем, например, в США, где 0,7% аварий случаются именно из-за технических неисправностей, в то время как в Украине этот показатель – всего 0,3%. Таким образом, отмена техосмотра сэкономит время и деньги автовладельцев. Это, конечно, хорошая новость, которую несет отмена техосмотра.

   А что же плохого? Плохое начнется при попытке пересечь границу, начиная с границы с Россией: ведь движение по российским дорогам без талона техосмотра в России запрещено – это мнение экспертов, озвученное в заключении к законопроекту. Эта же проблема встанет у украинских водителей и в других странах.

   Второй минус отмены техосмотра – это неоднозначные ситуации с инспекторами ГАИ, у которых есть право останавливать машины в неисправном состоянии. И если раньше у водителя был документ, который подтверждал исправность автомобиля, то с отменой техосмотра такой документ исчезнет. Представить возможные варианты развития событий в такой ситуации несложно.

   Минус номер 3 – страховщики, которые должны будут сами оценивать техническое состояние автомобиля и по результатам своего технического осмотра решать, возьмутся ли они страховать автомобиль или нет, что может привести к необоснованным отказам и, как следствие, повышению стоимости страховки.

ЗАКОННОСТЬ ПРОВЕРКИ ТЕХСОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЯ НА ДОРОГЕ.

ВОПРОСЫ ЗАКОННОСТИ ПРОВЕРКИ ТЕХСОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЯ НА ДОРОГЕ .

    Сейчас происходят, как известно, серьёзные изменения законодательства в сфере ответственности за нарушения ПДД. Однако введение больших штрафов за нарушения ПДД и ухудшения ситуации для водителя в плане защиты их прав от обвинений со стороны работников ГАИ, МВД под руководством самого бессовестного человека в Украине – Луценко, а также псевдо демократической (помаранчевой) коалиции завуалированных воров во главе с Ющенко и Тимошенко, показалось мало. Алкоголик и дебошир, Луценко, который за время нахождения его в должности министра МВД Украины, не сумел осилить прочитать Конституцию Украины, УК и УПК Украины, пользуясь прямым покровительством «дамы с косой» и «главного сифилитика страны» пожелал предоставить своим подчинённым право проверять техническое состояние любого автотранспортного средства прямо на дороге. Об этом говорит приказ МВД Украины №534 от 13 ноября (зарегистрированный в Минюсте 17 ноября) 2008г. 

   О чём же этот приказ, который «плюет» на Конституцию Украины и конституционные права граждан Украины? И каковы последствия этого приказа МВД Украины для рядовых водителей?

   Приказом МВД Украины №534 от 13 ноября 2008г. определён порядок проведения проверок технического состояния транспортных средств во время их эксплуатации, между государственными техническими осмотрами. И заниматься этим должны сотрудники автотехнической инспекции ГАИ.

   Здесь сразу нужно сказать: законность таких полномочий, которыми Луценко наделил инспекторов ГАИ, вызывает большие сомнения. И вот почему.

   Статья 19 Конституции Украины, определяет, что должностное лицо органа государственной власти (а таким органом является ГАИ) может действовать в пределах, способом и в порядке, установленных законом. Следовательно, если закон Украины прямо не предусматривает каких-либо полномочий для должностных лиц органов государственной власти, то делать это они не имеют права, и никаким подзаконным актом, тем более ведомственным (приказом МВД), это право им предоставлено быть не может. Но «псевдодемократам» Ющенко (гарант Конституции), Тимошенко, Луценко, видно за пьянками, некогда было прочитать ст. 19 Конституции Украины, либо они посчитали, что ее действие может распространяться, только на очень узкий круг приближенных к ним особ. 

   Но оставим политику и обратимся к Закону Украины «О дорожном движении». Статья 35 этого закона нам указывает прямо, что: 

   Во-первых, проверка технического состояния, как это прямо указано в законе, проводится исключительно аккредитованными субъектами хозяйствования, имеющими соответствующую лицензию. Именно исключительно!

   Являются ли подразделения ГАИ субъектом хозяйствования? Для ответа на этот вопрос обратимся к ст.8 Хозяйственного кодекса Украины. Ч.1 этой статьи прямо предусматривает, что органы государственной власти, равно как и местного самоуправления, субъектами хозяйствования не являются.

   Следовательно, ГАИ, - а это именно орган государственной власти, - не может являться субъектом хозяйствования и, соответственно, проводить проверки технического состояния самостоятельно. Точно так же, как не могут это делать должностные лица АТИ, как представители этого органа. 

   Казалось бы, этого уже достаточно для того, чтобы понимать: такие действия ГАИ будут явно незаконны. Однако и этого мало. Та же ст.35 Закона «О дорожном движении» предусматривает единственный случай проверки технического состояния, это государственный технический осмотр. Следовательно, согласно той же ст.19 Конституции, вообще любая принудительная проверка технического состояния автомобиля «в период между государственными техническими осмотрами» будет незаконна! А следовательно, может быть обжалована как незаконные действия органа государственной власти, на основании Кодекса Административного судопроизводства (где, кстати, прямо предусмотрено, что именно орган государственной власти должен доказывать законность своих действий), а также могут быть обжалованы и постановление об административном правонарушении, и задержание транспортного средства, имевшие место по итогам такой проверки (здесь обжалование уже в соответствии с КоАП).

   Удивляет другое. Последние изменения к Закону „О дорожном движении” и КоАП готовились самим МВД. Почему же не предусмотрели возможности таких проверок? Или посчитали заранее, что и подготовленный закон придётся нарушать? Или просто не продумали (за пьянками и дележкой бабок некогда было), если уж считали такие проверки необходимыми?

   Кстати, уполномоченные субъекты хозяйствования в приказе упоминаются! П.6 прямо предусматривает, что контроль технического состояния автотранспорта не производится в случае предъявления водителем протокола проверки технического состояния таким субъектом, с даты оформления которого прошло не более 45 суток. То есть фактически дискриминируются и принуждаются к проверке те автовладельцы, которые не обращаются на такие СТО при отсутствии в том необходимости.

   Насколько это законно само по себе? Ст.17 закона Украины «О защите прав потребителей» прямо запрещает принуждение потребителя к приобретению продукции ненужного ему ассортимента. Между тем, в данном случае имеет место именно это: под угрозой проверки технического состояния на дороге потребителя фактически принуждают обращаться раз в 45 дней за ненужной ему услугой.

   Более того. Фактически это – принудительный ассортимент услуг, что прямо запрещено ст.9 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Равным образом, сами субъекты хозяйственной деятельности, аккредитованные и имеющие лицензию, получают неправомерные преимущества в конкуренции, что прямо запрещено ст.15 Закона. Объясняется это просто: если автовладелец предпочитает следить за состоянием своего транспортного средства сам, или обращаться на «обычную» СТО, сотрудникам которой доверяет, то теперь, фактически, подвергается дискриминации со стороны ГАИ в виде возможности проверок на дороге. И тем самым его толкают в совершенно ненужные ему «объятия» аккредитованных СТО (принадлежащих представителям «оранжевой чумы»). Причём под угрозой проверок, как Вы уже поняли, незаконных.

   Если бы эти аккредитованные СТО проверяли бы те транспортные средства, которые предоставляются для прохождения государственного технического осмотра, то проблем бы не было. Ну а принуждать к прохождению таких проверок, вне техосмотра так же незаконно, как и требовать проходить проверку технического состояния непосредственно на дороге.

   Кстати, весьма занимательно и то, что в самом приказе МВД № 534, его автор (пьяница Луценко) ссылается на тот же Закон «О дорожном движении», как на основание принятия такого приказа, требования которого сам приказ, как мы видим, явно нарушает. Но это такую демократию нам навязывали, начиная с конца 2004 года. А мы терпели и молчали. И сейчас молчим, когда они угрожают нам снова прийти к власти.

   Однако и этого мало. Перечень того, что «должно» проверяться в соответствии с этим приказом, изложенное в Акте проверки технического состояния (который рассматривается как приложение к приказу № 534), совершенно не соответствует тем неисправностям, при которых запрещена эксплуатация автотранспортного средства в соответствии с ПДД! Например, предполагается проверять «видимые дефекты подвески», «шасси», «подтекание масла» и прочее. Всё это в соответствии с ПДД (п.31.4) не является причиной запрета эксплуатации автотранспорта! Равно как и не может быть причиной привлечения водителя к административной ответственности. Тогда кто может ответить на вопрос, какой смысл такой принудительной проверки автотранспорта на дороге? Ну если, конечно, не считать возможности, как говорится, «развести» водителя и делать это систематически, прикрываясь приказом МВД Украины № 534.

   Мало того. При проверках, непосредственно на дороге, невозможно обеспечить соответствие этих проверок требованиям ДСТУ 3649-97 «Средства транспортные дорожные. Эксплуатационные требования безопасности к техническому состоянию и методы контроля». 

   Даже при беглом ознакомлении со стандартом, видно, что обеспечить соответствующую ему проверку на дороге нельзя. Мало того. Очень сомнительно, что все применяемые при таких проверках приборы будут соответствовать требованиям Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности». Между тем, на данную сферу, в соответствии с требованиями этого закона, распространяется государственный метрологический контроль. А следовательно, средства измерительной техники должны быть допущены к применению в Украине (по типу средства измерительной техники) и проверены (конкретные экземпляры), о чём должны иметься соответствующие документы. В противном случае результаты измерений не могут быть использованы.

   Таким образом, приходится констатировать: данный приказ, в преамбуле которого содержатся ссылки на ряд законов, фактически не соответствует законодательству Украины, и как сам приказ, так и действия, совершённые сотрудниками ГАИ в соответствии с ним, могут быть обжалованы в установленном порядке.

   Когда у власти стояли «оранжевые крикливые скоты», рядовому автомобилисту оставалось только сожалеть, что такие нормативные акты проходили регистрацию в Минюсте. Это конечно можно объяснить только тем, что в Минюсте сидели точно такие же «оранжевые». Но почему молчат юристы? Неужели в Украине не осталось честных, а самое главное грамотных юристов?

Републикации статьи Юрия Радионова.

   Сладкая пилюля: у ГАИ забрали техосмотр, но дали больше полномочий на дорогах.

18 липня 2011

   С принятием закона об отмене обязательного техосмотра для легковых автомобилей сотрудникам Госавтоинспекции значительно расширили полномочия при патрулировании на дорогах. По мнению юристов, после вступления в силу нового закона сотруднику ГАИ будет намного проще остановить на законных основаниях автомобиль, чем это было раньше.

   С принятием Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок" N3565-VI (законопроект N8397) Госавтоинспекция отстраняется от контроля технического состояния транспортных средств, а эти функции передаются субъектам хозяйствования.

   Кроме того, отменен обязательный техосмотр для частных легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси и автомобилей, используемых для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли).

   Вместе с тем, в новый закон, который должен вступить в силу уже в августе, заложены неприятные сюрпризы для автовладельцев, а именно: значительно расширен и конкретизирован перечень оснований для остановки транспортного средства сотрудником ГАИ.

   По словам партнера адвокатской конторы "Скляренко и партнеры" Андрея Сидоренко, если ранее основанием для остановки автомобиля было нарушение ПДД, то согласно новому закону предусмотрены новые, довольно абстрактные, основания: проведение целевых мероприятий (операций, отработок, оперативных планов) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством; необходимость опроса водителя и пассажиров об обстоятельствах ДТП.

   Юристы уверены, что после вступления в силу нового закона сотруднику ГАИ будет намного проще остановить на законных основаниях автомобиль, чем это было до этого.

   Как пояснил глава общественной организации Комитет прямого действия Дмитрий Гнап, ранее полномочия сотрудников ГАИ при остановке транспортного средства, регламентировались приказом МВД N111, который позволял сотрудникам ГАИ проверять документы исключительно в случае нарушения правил дорожного движения или проведении плановых мероприятий.

   Теперь полномочия сотрудников инспекции регламентируются законом, который позволяет патрулям ГАИ останавливать любого водителя для проверки документов, независимо от того, нарушал он правила или нет.

   "Это сладкая пилюля для ГАИ. У них забрали проведение техосмотра в МРЭО, но для того, чтобы как-то подсластить горечь утраты, патрулям ГАИ предоставили право останавливать водителей для проверки документов (техпаспорта и водительского удостоверения), а также в случае проведения спецмероприятий", - пояснил Дмитрий Гнап.

   При этом, по словам представителя организации, для проведение плановых мероприятий достаточно приказа ротного командира ГАИ. "Для проведения плановых мероприятий на автодорогах не нужен приказ министра или даже начальника управления. Для этого достаточно ротному командиру ГАИ выдать приказ по роте", - указал Дмитрий Гнап.

   Вместе с тем, документом отменяются требования относительно обязательного наличия у водителя доверенности на управление транспортным средством и дорожного маршрутного листа.

   Таким образом, по словам младшего юриста МЮГ AstapovLawyers Олега Гриня, полномочия инспекторов ГАИ были ограничены относительно права требования предъявления доверенности на управление ТС и права передачи водительских прав. "Теперь сотрудник ГАИ может требовать лишь предъявить права, а не передать их", - указывают в юридической компании. 

тИЦ и PR сайта volkoff.okis.ru

Яндекс.Метрика
CY-PR.com

volkoff-журнал