Нарушения правил обгона

   Штраф составляет от 425 до 510 грн. Если при этом возникла аварийная ситуация - штраф увеличивается от 680 до 850 грн. Или лишение права управления на 6-12 месяцев.

    Вообще, обгон - это опаснейший маневр, во время которого случается примерно каждая пятая авария. В нем присутствует, как правило, три участника - обгоняющий, обгоняемый и встречный водитель. Обгон является и причиной частых конфликтов между водителем и инспектором ГАИ, при котором один считает, что он совершил опережение, а другой называет маневр обгоном, со всеми вытекающими последствиями.

   Наиболее часто причиной таких конфликтов является попытка инспектора ГАИ применять определение термина «обгон» из старой редакции ПДД, которая перестала действовать еще в 2002 году. Она определяла обгон, как опережение одного или нескольких автомобилей, связанное с выездом из занимаемого ряда.

   Новая редакция ПДД внесла очень существенное изменение в понятие обгона. По определению п. 1.10 ПДД*: «Обгон - это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения; опережение -движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства, движущегося рядом по смежной полосе».

   Выделяем для себя лишь один момент - обгон связан с обязательным выездом на полосу встречного движения. Если выезд на полосу встречного движения не осуществлялся, - это не обгон, а опережение. И правила обгона при этом не действуют. Кстати, в России сохранилась прежняя редакция термина «обгон».

   Рассмотрим наиболее типичные ситуации возникновения конфликта между водителем и инспектором ГАИ при выполнении маневра под названием «обгон».

 1) Вы двигаетесь по дороге, имеющей две и более полосы для движения в вашем направлении. Видите знак «Обгон запрещен». В левой полосе двигается транспортное средство, и вы, как полагаете, совершаете опережение по правой полосе. Вас останавливает инспектор ГАИ, показывает п. 14.1 ПДД*, который гласит: «обгон нерельсовых транспортных средств можно осуществлять только слева».

   В этом случае задайте инспектору очень простой вопрос -а где же еще при правостороннем движении находится полоса встречного движения? И посмейтесь вместе с ним!

 2) Другая причина конфликта при обгонах - создание помехи транспортному средству, движущемуся сзади и тоже начавшему обгон или обгоняемому при возвращении на свою полосу. Вас останавливает инспектор ГАИ и напоминает п. 14.2 ПДД**, который об этом как раз и говорит.

   В этом случае настаивайте на предъявлении доказательств того, что препятствие для чьего-то движения действительно было создано. Во-первых, что такой участник движения вообще был. Во-вторых, что он действительно предпринимал торможение или маневрирование. В-третьих, что именно действия, предпринятые обгоняющим, вынудили другого водителя тормозить или маневрировать.

   Доказать это без пояснений «пострадавшего» водителя невозможно. А пока продолжается дискуссия с инспектором, он продолжает свой путь... Если его не остановили и не взяли объяснений, то в собственном объяснении при составлении протокола указываем, что «в связи с отсутствием пострадавшего, а также каких-либо доказательств нарушения нет». Потом заявляем ходатайство о прекращении дела за отсутствием состава административного правонарушения.

 3) Следующая причина конфликтов - обгон в местах, где он запрещен.

   ПОМНИТЕ! Перечень мест, где запрещен обгон, оговорен в п. 14.6 ПДД*, он является исключительным. Говорить о запрете обгона в каких-либо иных местах сотрудник ГАИ не имеет права. Вы же в целях собственной безопасности не должны совершать обгон:

 - на перекрестках, мостах, эстакадах, путепроводах, в тоннелях;

 - на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;

 - ближе 50 м перед пешеходным переходом в населенном пункте и 100 м - вне населенного пункта;

 - в конце подъема, на крутых поворотах и других участках дорог с ограниченной обзорностью или в условиях недостаточной видимости;

 - транспортного средства, осуществляющего обгон или объезд;

 - на дорогах, имеющих две или более полосы для движения в одном направлении;

 - колонны транспортных средств, сзади которых движется транспортное средства с включенным проблесковым маячком кроме оранжевого).

   Этот перечень дополняется требованиями дорожных знаков и разметки:

 - На участке дороги с установленным дорожным знаком «Обгон запрещен», исключением являются транспортные средства, скорость которых менее 30 км/ч;

 - На участках дороги, имеющих сплошную белую линию, обозначающую границы проезжей части, въезд на которые запрещен.

   Конфликты реже всего возникают на мостах, путепроводах и т.д. Сотрудники ГАИ чаще всего дежурят в зоне действия соответствующего дорожного знака или разметки. Особенно они любят участки с затяжным спуском-подъемом - и обзор хороший, и соблазн у водителей возникает в таких местах чаще всего. Дорога просматривается хорошо - почему бы и не обогнать тянущийся грузовичок или старый «жигуленок»? И тут вас останавливает инспектор ГАИ. Что делать? Исходя из возникшей ситуации, руководствуйтесь нашими РЕКОМЕНДАЦИЯМИ: 

   Ситуация первая - вас обвиняют в нарушении требований дорожного знака «Обгон запрещен». Внимательно оцените обстановку. Дорога, по которой вы двигались, имеет две и более полосы для движения в одном направлении. Во-первых, обгон вы не совершали, поскольку не выезжали на встречную полосу. Во-вторых, как мы уже поясняли, на такой дороге дорожные знаки должны обязательно дублироваться - устанавливаться над полосами для движения или слева от них. Ведь вы могли совершать опережение крупногабаритного транспортного средства, которое скрыло от вас установленный знак. Так что вы не являетесь нарушителем

    Ситуация вторая - вас обвиняют в пересечении сплошной осевой линии. Зачастую на наших дорогах эта линия нанесена с нарушением требований ДСТУ 2587-94 «Розмітка дорожня. Технічні вимоги. Методи контролю. Правила застосування», пункт 2*, которым установлены правила нанесения дорожной разметки. Там сказано, что разметка 1.1 должна применяться на участках дорог с необеспеченной видимостью, и приводится такая вот табличка:

Скорость движения, км/час 30 40 50 60 80 10 120
Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости, м 80 10 120 150 200 280 350

   Из нее следует, что если вы двигаетесь с максимально дозволенной на наших дорогах, скоростью - 90 км/ч, расстояние безопасной видимости составляет не менее 280 метров. А если на дороге установлен еще и знак, ограничивающий скорость до 40 км/ч, - расстояние безопасной видимости составляет 100 метров. Тогда почему при обеспеченной видимости дороги в 300...800 метров вы вынуждены на протяжении нескольких километров тянуться за «тихоходом»? Вот вам и основа для конфликта.

   По сути, провокаторами нарушений, в данном случае, как и в случаях размещения дорожных знаков за ветвями растущих деревьев, являются дорожные службы, которые нанесли разметку с нарушением требований стандартов. Косвенными виновниками являются и органы Госавтоинспекции, которые не осуществили надлежащий контроль за соблюдение норм и стандартов в обеспечении безопасности дорожного движения.

   Конечно же, выявленный факт нарушения стандартов, не является оправданием перед инспектором ГАИ, но, столкнувшись с такой ситуацией на дороге, руководствуясь п. 2.3. ПДД*, вы обязаны сообщить дорожно-эксплуатационным службам или органам автоинспекции о выявленном факте создания препятствий для дорожного движения. Чем чаще вы будете это делать, тем быстрее наши дороги станут цивилизованными и с них исчезнут многокилометровые сплошные осевые линии.

   Возвращаемся к нашей ситуации - вы совершили обгон через сплошную осевую и готовитесь к общению с инспектором ГАИ. Знайте, что обгон через сплошную осевую тоже можно совершать, но только в случае, предусмотренном Ст. 18 КоАП**: «Не является административным правонарушением действие...если оно совершено в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, которая угрожает собственности, правам и свободам граждан, если эта опасность, при данных обстоятельствах, не могла быть устранена другими способами и если причиненный вред является менее значительным от возможного».

   Практически об этом же говорит и п.2.14 ПДД***: «Водитель имеет право ...отступать от требований законодательства, в условиях действия непреодолимой силы или когда иными способами невозможно избежать собственной гибели или нанесению увечий гражданам».

   Если вы сможете доказать работнику ГАИ наличие таких обстоятельств или условий, которые вынудили пойти на нарушение ПДД, маневр не будет являться административным правонарушением. Если ваши доводы окажутся неубедительными для инспектора, вам предстоит привести их в суде. Такими обстоятельствами может быть все что угодно - у впереди идущего грузовика был камень между колесами, высыпался груз из кузова, колесо начало отваливаться.

   В конце концов, вы всегда сможете утверждать, что впереди идущее транспортное средство двигалось со скоростью менее 30 км/ч. Пусть инспектор ГАИ попытается доказать обратное. Только потяните время и дайте возможность этому автомобилю уехать подальше. Иначе его водителя привлекут в качестве свидетеля. В общем, все зависит от вашей фантазии.

   Ситуация общая - вас обвиняют в нарушении правил обгона, потому что вы не выполнили требования знака и пересекли сплошную осевую линию. Доказать свою невиновность будет тяжело, если согласиться с тем, что вы двигались по дороге с одной полосой движения в вашем направлении. Попробуйте доказать, что полосы было две - тогда это не обгон, а опережение. Как это сделать? Много дорог не снабжены разметкой или она затерта, находится под снегом. А в темное время суток, если еще прошел дождь, разметку вообще не видно, даже в городах с уличным освещением. Почему-то вопреки рекомендациям Ст. 29 Международной Конвенции «О дорожных знаках и сигналах»* в Украине вообще отсутствует практика нанесения светоотражающей разметки в условиях плохой освещенности или при полном отсутствии освещения.

   Водитель не должен гадать, есть на дороге разметка или нет. Он должен четко ее видеть. Если не видит - она отсутствует. Далее руководствуемся п. 11.1 ПДД**: «количество полос для движения определяется дорожными знаками или разметкой, а при их отсутствии - водителем, с учетом ширины проезжей части соответствующего направления движения, габаритов транспортных средств и безопасных интервалов между ними».

   Обратите внимание, что количество полос определяется не инспектором ГАИ, а водителем. Государственные стандарты, которые, кстати, водитель знать не обязан, устанавливают ширину полосы для движения транспортных средств - от 2,5 до 3 метров. Водитель имеет право самостоятельно определить, что в направлении его движения имеется две полосы, а следовательно, его маневр считается опережением, а не обгоном, поскольку выезда на встречную полосу не было. Для уверенности можно измерять ширину проезжей части.

   ПОМНИТЕ! Если инспектор ГАИ предъявляет вам обвинение в нарушении правил обгона, вы должны, используя описанные ситуации, доказать одно из двух: вы совершили опережение, а не обгон, а если и обгон, то в силу тех обстоятельств, которые предусмотрены законом. В любом случае вы должны отразить свои аргументы в протоколе и привести в суде доказательства своей правоты.

   ВНИМАНИЕ! Все описанные способы защиты могут помочь в спорных ситуациях. Но не должны быть поводом для рискованного и неоправданного обгона, в надежде выиграть какую-то минуту... Ответственность за безопасность обгона лежит на том, кто его совершает. Все приведенные оправдания действенны только в случаях, когда ДТП в результате обгона не произошло! При ДТП картину происшедшего будут восстанавливать экспертными методами. Только оправдываться, возможно, будет уже некому! 


Источник: 100 аргументов против штрафов ГАИ

тИЦ и PR сайта volkoff.okis.ru

Яндекс.Метрика
CY-PR.com

volkoff-журнал