Нарушение правил остановки и стоянки

  Штраф составляет от 255 до 340 грн. Если при этом возникла аварийная ситуация - штраф увеличивается от 680 до 850 грн. Или лишение права управления на 6-12 месяцев. Часто причиной недоразумений между водителем и сотрудниками ГАИ выступают вопросы, связанные с остановкой и стоянкой. В городах нарушение правил остановки и стоянки является одним из наиболее распространенных нарушений ПДД - действительных или мнимых. Правила остановки и стоянки подробно изложены в п. 15 ПДД**.

   Изменения в КоАП у сотрудников ГАИ отобрали полномочия изымать номерные знаки с целью «обеспечения оформления нарушений», и острота проблемы снизилась. Ведь номерные знаки снимали именно с автомобилей, припаркованных с нарушением ПДД, в результате чего владелец на длительное время терял возможность пользоваться машиной.

   Сейчас речь идет только об административном взыскании за нарушение ПДД и возможной блокировке или эвакуации автомобиля, особенности которой мы подробно уже рассмотрели. Однако и в этом вопросе со стороны работников ГАИ бывают необъективные обвинения в адрес водителей.

   Напомним вам разницу между терминами «остановка» и «стоянка». Согласно п. 1.10 ПДД*, «остановка - это прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров или загрузки (выгрузки) груза, выполнения требований ПДД (предоставления преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т.п.)». Соответственно, «стоянка - прекращение движения на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой (высадкой) пассажиров или загрузкой (выгрузкой) груза, выполнением требований ПДД (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т.п.)».

   Все дело в том, что на практике встречаются ситуации, когда водителя наказывают за стоянку в месте, где она запрещена, но разрешена остановка. И вот здесь инспектор, составивший протокол, должен предоставить доказательства того, что «прекращение движения» длилось более 5 минут и не было связано с погрузкой-выгрузкой.

   Реально такие доказательства предоставить практически невозможно, если только автомобиль не завален по самые ручки дверей снегом, выпавшим неделю назад... В спорных случаях вы можете указать в своих объяснениях к протоколу, что остановка продолжалась менее 5 минут и была связана с погрузкой-выгрузкой, а потому стоянкой не являлась. Доказать обратное инспектору ГАИ вряд ли удастся.

   Нужно помнить и о том, что действие знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены. В случае предъявления претензий со стороны сотрудника ГАИ и составления протокола вы должны указать в своих пояснениях, что остановились на другой стороне дороги, а не на той, что обозначена знаком, и сослаться на соответствующее положение ПДД. Главное, чтобы на дороге не было сплошной линии и она не примыкала к бульвару. В условиях, когда дорожная разметка скрыта грязью или снегом, вы можете при крайней необходимости не соблюдать это требование. Тогда в своих пояснениях к протоколу не забудьте указать, что, паркуя свой автомобиль на противоположной стороне дороги, вы не увидели дорожную разметку, которая оказалась под снегом (другие варианты - стерта, не видна в темное время суток и т.д.).

   Перечень мест, где запрещена остановка или стоянка, приведенный в ПДД, является исключительным. Во всех остальных случаях ограничения на остановку или стоянку могут вводиться только средствами регулирования движения - дорожными знаками или разметкой.

   Отдельная тема - это стоянка транспортных средств в жилых районах. Что особенно актуально в крупных городах, где большинство автомобилей, частных владельцев, не обеспечены гаражами или охраняемыми стоянками.

   Правда, рейды ГАИ с целью наказания за нарушение правил стоянки владельцев автомобилей, хранящих их возле домов, сейчас редкость. Но достаточно распространенным является другое явление: если машину обворовали или изуродовали, вызванные сотрудники милиции пытаются выставить в роли нарушителя ПДД самого потерпевшего, свалив на него хотя бы часть ответственности. Помогает в этом формулировка п.26.2 ПДД*, согласно которой в жилой зоне запрещается стоянка транспортных средств вне специально отведенных мест и такое их расположение, которое затрудняет движение пешеходов и проезд оперативных или специальных транспортных средств. Применение такой формулировки дает возможность сотрудникам милиции считать стоянку практически в любом месте жилого района нарушением ПДД -и действовать соответственно. Правы ли они в этом? Давайте посмотрим. В любом жилом районе имеются асфальтированные площадки, которые предназначены специально для стоянки транспортных средств и ни для чего иного. Это и есть «специально отведенные места». Дорожными знаками они обычно не обозначены. Но ПДД и не требуют, чтобы такие места в пределах жилых зон были обозначены средствами регулирования дорожного движения. Потому на этих площадках стоянка транспортных средств будет законной.

   Кроме того, что такое жилая зона? П.1.10 ПДД** дает такое определение: «Жилая зона - дворовые территории, а также части населенных пунктов, обозначенные дорожным знаком 5.31». Раздел 5 Приложения 1 к ПДД уточняет: «Отдельные дворовые территории знаками 5.31 и 5.32 не обозначаются, но в них действуют требования раздела 26 настоящих Правил» (т.е. правила движения в жилой зоне).

   Сотрудники милиции любую территорию, расположенную невдалеке от жилых домов, считают «отдельной дворовой территорией», со всеми вытекающими последствиями. Однако это не так.

   Большинство населения крупных городов проживает в современных жилых массивах, которые представляют собою сложное переплетение проездов, территорий школ, детских садов, зеленых зон и стоящих между ними жилых домов и других зданий, обеспечивающих инфраструктуру - медицинских, коммунальных, торговых учреждений... Архитектура подобных массивов такова, что выделить «отдельные дворовые территории» невозможно. Такой жилой массив - никак не «дворовая территория». Это - часть населенного пункта. Она, не будучи обозначена соответствующими дорожными знаками (чего, как правило, не бывает), статуса жилой зоны в соответствии с ПДД не имеет. Здесь действуют общие правила, предусмотренные для движения в населенных пунктах.

   В случае конфликта с сотрудниками милиции по поводу стоянки в таком месте выполняйте наши РЕКОМЕНДАЦИИ:

   В объяснении к протоколу пишите: «Место, где припаркован мой автомобиль, не явпяется жилой зоной, поскольку не обозначено дорожными знаками «Жилая зона». Данная территория не является «отдельной дворовой территорией», поскольку не отделена от всей остальной территории жилого массива никакими архитектурными, инженерными или иными сооружениями, и провести границы между такими территориями в данном районе невозможно. По указанной причине считаю, что правил движения и стоянки в жилой зоне я не нарушал».

   Кстати, в ПДД нет запрета на остановку или стоянку за пределами дороги, например, в так называемых «зеленых зонах» и т.п. Водитель, припарковавший свой автомобиль в подобном месте, предстает нарушителем ПДД лишь в одном случае - если на въезде на такую территорию имеется знак, запрещающий движение или въезд. Если же автомобиль заехал в такую зону законно, то и стоянка там будет законной, но только с точки зрения ПДД. Квитанцию на уплату штрафа могут прислать работники зеленстроя. К ней же будет приложена фотография - автомобиль на зеленой травке. И это будет законно - еще в 2005 году был принят Закон «О благоустройстве населенных пунктов». Виновники повреждения «объектов благоустройства» должны возмещать причиненный ущерб. Рассчитывается он очень просто: стоимость стандартных семи квадратов поврежденного газона, что составляет примерно 454 грн. Даже отсутствие травы не поможет в таком случае - ведь машины укатывают землю, и, естественно, там травка не вырастет. Именно так рассуждают озеленители, взыскивая платежи с помощью исполнительной службы после решения суда.

   И еще одна интересная особенность этого вопроса. Если вы запарковали свой автомобиль не под самым носом у инспектора ГАИ, он, как правило, не видит, кто управлял автомобилем в момент парковки, т.е. в момент совершения правонарушения. И вот тут ситуация может развиваться, как и в случае фотофиксации нарушений. Выйдя из магазина, вы подходите к своему автомобилю, возле которого вас встречает радушный и приветливый инспектор ГАИ. Далее происходит примерно такой диалог:

 - Инспектор Петренко, это ваш автомобиль? Будьте добры, документы.

 - А в чем, собственно говоря, вы меня хотите обвинить?

 - Вы нарушили правила остановки, предусмотренные ПДД.

 - Простите, но я ничего не нарушал. Автомобиль действительно мой, но в момент парковки за рулем находился не я, а таксист, которого я попросил сесть за руль моего автомобиля, потому что.... И в момент совершения правонарушения, именно он являлся водителем и нес ответственность за соблюдение требований ПДД. Вот его и привлекайте к ответственности. Или покажите мне свидетелей, которые видели, что в момент парковки именно я управлял автомобилем.

 - ???

   Этот пример не самый лучший, и, конечно же, честный человек не будет применять такие приемы. Но мы его привели лишь для того, чтобы личный раз подчеркнуть сказанное в начале книги - ответственность за допущенное нарушение правил дорожного движения несет не владелец транспортного средства, а лицо им управляющее - водитель. Правильное понимание этого термина в применении на практике может спасти вас во многих ситуациях.

 

Источник: 100 аргументов против штрафов ГАИ

тИЦ и PR сайта volkoff.okis.ru

Яндекс.Метрика
CY-PR.com

volkoff-журнал