В отпуск на автомобиле

В отпуск на автомобиле. Часть 1.

Подготовка к путешествию. Автомобиль.

    Первым делом надо как следует подготовить автомобиль, встать на трассе из-за банальной поломки - неприятно. Неприятно вдвойне, если поломка была ожидаемой. Отремонтируйте все, что требует пусть даже самого незначительного ремонта, замените все расходные материалы: моторное масло, тормозную жидкость, фильтры, свечи, ремни, тормозные колодки, если пришла пора это сделать или необходимость в этом наступит во время путешествия. Проверьте уровень масла не только в двигателе, но и в коробке передач, рулевом управлении, главной передаче. Устройте полную ревизию тормозной системе, потрескавшиеся тормозные шланги замените на новые, устраните даже малейшие подтеки тормозной жидкости. Убедитесь, что элементы подвески и ходовая часть в полном порядке, включая резиновые пыльники и чехлы. Отрегулируйте в двигателе все, что подлежит регулировке и регулируется при эксплуатации (зазоры в клапанном механизме, натяжение ремней и цепи, момент установки зажигания, карбюратор). Если аккумулятор уже подавал сигналы о том, что не сегодня- завтра он собирается уйти в мир иной, поставьте новый. Весьма желательно отрегулировать фары и углы установки передних колес. Первое сильно уменьшит количество неприличных слов в ваш адрес при движении в темное время суток, а второе облегчит управление, повысит безопасность и сэкономит ваши деньги на недешевой резине.

   Все работы с автомобилем лучше закончить за пять - шесть дней до дальней дороги, чтобы у вас была возможность совершить несколько пробных поездок - на работу, в магазин или по иным делам. Это даст возможность своевременно обнаружить и исправить брак в подготовке машины.

    Автомобильный набор инструментов дополните торцевыми головками, молотком среднего веса, набором различных проводов, хомутов и проволоки, лампой переноской и простым тестером. В любом случае не забудьте бросить в багажник буксирный трос, особенно, если вы сами не занимаетесь ремонтом автомобиля, даже простейшим. Из запчастей берите с собой те, которые являются "больными" для автомобиля вашей марки. Например, для классических Жигулей это верхняя и нижняя шаровые опоры, успокоитель цепи. Для переднеприводных Самар - привод сцепления, электронный коммутатор. Кроме того, для практически любой машины желательно взять с собой набор лампочек и предохранителей, крышку распределителя зажигания, бегунок, пару свечей, ремкомплекты бензонасоса и карбюратора, небольшую баночку с различным крепежом. Особо стоит упомянуть автомобили с инжекторными двигателями. Весьма желательно в этом случае взять с собой дополнительно топливный насос высокого давления, датчик положения коленвала и схему управления - без них автомобиль не тронется с места. В аптечку добавьте средства от головной и желудочной боли, а также те лекарства, которые вы употребляете постоянно или которые могут пригодиться по вашему опыту. В последние годы ситуация с топливом отличается большой нестабильностью, поэтому канистра с бензином в багажнике не помешает никогда.

   Подготовка к путешествию. Водитель и пассажиры.

   Когда машина готова, приходит пора готовить к дальней дороге себя и попутчиков. Что взять из одежды, зависит от цели вашей поездки и планов на отдых. Например, если вы намереваетесь провести отпуск в далекой деревне с удочкой на берегу реки или озера, ходить по грибы и ягоды в ближайший лес, то вряд ли стоит брать с собой выходной костюм и парадные рубашки с набором галстуков. То же самое и для супруги или знакомой - вечернее платье в таких условиях не понадобиться. А вот дополнить гардероб рабочим костюмом "для загара под машиной" весьма желательно, плюс пара рабочих перчаток для сохранения чистоты рук. Денег много не бывает, возьмите их столько, сколько считаете необходимым, плюс определенную сумму в качестве неприкосновенного запаса, рассчитанного на непредвиденный ремонт автомобиля. Конечно, вряд ли вам придется в дороге проводить капитальный ремонт двигателя или осуществлять полную окраску кузова, а вот заменять лобовое стекло, разбитое камешком, вылетевшим из-под встречного грузовика весьма вероятно. Суммы в две, две с половиной тысячи рублей хватит и на переборку коробки передач, и на ремонт ходовой части и на замену сцепления в случае необходимости. Не забудьте взять кусочек мыла, небольшую пластмассовую канистру с водой для мытья рук, несколько бутылок с минеральной водой, продукты на дорогу, термос с чаем или кофе, чашки или стаканы по числу пассажиров, столовые приборы и острый нож, салфетки и туалетную бумагу.

   С помощью атласа автомобильных дорог определите километраж до пункта назначения и выберите оптимальный маршрут. Составьте примерный график движения. За среднюю скорость можно принять 65 - 70 км/час, то есть исходить из того, что на каждые 100 км пути будет затрачено полтора часа. Если путь лежит через ряд крупных городов или населенных пунктов, то средняя скорость падает. Вообще, надо помнить, что средняя скорость при поездках на большие расстояния зависит не от усилия, передаваемого на педаль газа, а от количества и продолжительности остановок. В среднем на путь в тысячу километров тратиться не менее 14 - 15часов.

В отпуск на автомобиле. Часть 2.

Береженого бог бережет

    Обязательно сделайте ксерокопию первых страниц своего паспорта, водительского удостоверения, технического паспорта на автомобиль и спрячьте эти бумаги где ни будь в машине. В случае утери документов, что, кстати, возможно и в других средствах транспорта, при обращении в милицию проверка вашей личности и выдача соответствующих справок, позволяющих продолжить движение или без проблем вернуться домой, займет минимальное время. Не держите все деньги в одном бумажнике. Если не имеете возможности оформить пластиковые карточки, дорожные чеки или едите в такие места, где с ними делать нечего, то большую часть денег также спрячьте в труднодоступном месте автомобиля или багаже. В бумажник положите не очень крупную денежную сумму, причем желательно в мелких купюрах. Не пожалейте пяти минут - перепишите их номера. Зачем это, расскажу чуть позже. И последнее. Многие страховые фирмы без проблем застрахуют вашу машину на время путешествия. Это обойдется совсем не дорого. Только подробно уточните со страховщиками условия получения страховки при наступлении страхового случая, особенно если вы находитесь далеко от дома.

   За пять минут до старта.

    Разместите в автомобиле багаж и принадлежности наиболее удобным образом. То, что потребуется в пути, положите в перчаточный ящик или на заднее сиденье. То, что используется в пункте назначения - только в багажник. Если едите один, то то, что потребуется вам в любой момент, расположите в пределах досягаемости правой руки (сигареты, бутылку с водой, сухую еду типа пряников или сушек, пару салфеток и т.д.), например, на переднем сиденье. Если же едите компанией, проведите подробный инструктаж пассажиров, главное, чтобы они твердо усвоили - главный во время движения вы и ваше слово - закон. С вами нельзя спорить на ходу, отвлекать по пустякам, тем более хватать вас за плечи, руки, кричать в ухо. Впрочем, разговаривать на ходу или слушать музыку не возбраняется, это даже хорошо для уменьшения монотонности процесса, но вот излишне шуметь, тем более устраивать небольшие потасовки в салоне запрещено.

   Езда, маневрирование.

   Скорость езды выбирается из множества факторов, но самое главное, чтобы она была комфортной и наименее утомительной для вас. Именно это обеспечит наиболее быстрое передвижение по трассе из-за меньшего количества остановок. Периодически посматривайте на приборы, вы должны быть в курсе самочувствия машины. Обращайте особое внимание на дорожные знаки. В отличие от крупных городов, где значительная часть из них установлена по какой-то неведомой простому смертному логике, на трассе знаки стоят на месте и не просто так. Исключения, конечно, есть и, как правило, это знаки, предупреждающие о дорожных работах. Я, например, на некоторых трассах видел сотни знаков о дорожных работах, явно забытых дорожниками, которые уже много дней назад закончили раскопки на данных участках. При проезде населенных пунктов снижайте скорость, учитывая, что на трассе субъективно вы ее воспринимаете не так, как в городе, а потому чаще поглядывайте на спидометр.

   Перед любым маневром обязательно осмотритесь. Езда по трассе расслабляет, поэтому старайтесь постоянно контролировать обстановку вокруг машины. Самый ответственный и сложный маневр - обгон с выездом на встречную полосу. Лобовые столкновения обычно заканчиваются трагически, поэтому не начинайте обгон, не убедившись в его полной безопасности для себя и окружающих. Никогда не начинайте обгон, если не уверены, что успеете его завершить. Не висите на хвосте того, кого собираетесь обогнать в ожидании подходящей ситуации, держите нормальную дистанцию и при появлении возможности для обгона начинайте плавно разгоняться с таким расчетом, чтобы с ходу обогнать тихохода. Обогнав скоростную машину не снижайте скорость, не пытайтесь пристроится перед ней, а уходите дальше, так как это очень раздражает других водителей. Результат - начинается гонка. Обгоняемому можно посигналить как клаксоном, так и фарами, чтобы привлечь его внимание. При всех маневрах и перестроениях не забывайте про зеркала и указатели поворотов.

   Бывает, что вы катитесь себе по своей полосе, а вам в лоб с ходу вылетает гонщик, с ходу пошедший на обгон, не убедившись в его безопасности. Помигайте ему фарами и немедленно начинайте тормозить, смещаясь к обочине. Если обочина широкая и сухая, можно аккуратно съехать на нее, а если ширина дороги позволяет разойтись без этого, просто прижмитесь к обочине, в общем, действуйте по обстоятельствам. Впрочем, если вы путешествуете на МАЗе, можете не обращать на этих гонщиков никакого внимания.

    Заправки.

    Не доводите уровень топлива в бензобаке до мигания контрольной лампочки, его всегда должно оставаться хотя бы на сто километров. Если автомобиль оборудован газобаллонной системой, перед выездом заправьтесь под завязку обоими видами топлива. Бензин не пропадет в любом случае, а вот газом на трассах заправиться можно не везде и не всегда. Старайтесь не заправляться на маленьких, убогих АЗС, как правило, бензин на них неизвестного происхождения и качества. Пользуйтесь услугами крупных АЗС, принадлежащих известным фирмам с большим набором сервисных услуг.

    Отдых, питание.

    Для запланированного отдыха лучше всего останавливаться на специально оборудованных площадках или возле пикетов ГИБДД. Не стоит без острой необходимости долго стоять просто на обочине. При появлении даже легкой усталости начинайте искать подходящее место для остановки на отдых. Если же вы почувствовали, что усталость быстро прогрессирует, глаза слипаются, а голова буквально падает на руль, останавливайтесь в первом попавшемся месте, важно только, чтобы вашу машину было видно издалека другим водителям. Включите аварийную сигнализацию, отправьте пассажиров размяться на обочине а сами приляжьте на заднем сиденье буквально на 10-15 минут. Такого кратного отдыха вполне достаточно для восстановления формы. Потерянное время в итоге все равно отыграется.

   Как правило, на трассах достаточно точек для утоления голода - всевозможные кафе, столовые, ресторанчики, шашлычные и тому подобные заведения. Однако если вы не хотите пользоваться их услугами, просто возьмите с собой хорошо прожаренную курицу, несколько вареных яиц, йогурты, заранее вымытые овощи и фрукты или иные продукты, готовые к употреблению. Обычно лично я так делаю, но из других соображений - экономия времени и некоторое недоверие к качеству блюд в этих заведениях. Согласитесь, вряд ли там существует строгий санитарный и иной контроль за качеством продуктов и приготовлением пищи. Впрочем, если вас это не смущает, можно питаться и в них, цены там далеко не запредельные. Если решились воспользоваться их услугами, то верный признак качественного заведения, вкусной пищи и разумных цен - наличие среди их клиентов дальнобойщиков. Эти ребята знают все заведения наперечет и игнорируют те, где что-то не так. Кстати, набивать желудок по горло совершенно не стоит, это вызывает сонливость и вялость.

   После трапезы не торопитесь немедленно ехать дальше. Походите вокруг автомобиля, разомнитесь, ототрите стекла и фары от налипшей мошкары, проверьте уровень масла и охлаждающей жидкости, и т.д.

В отпуск на автомобиле. Часть 3.

Ночевка.

    При поездке более чем за 1400 - 1500 км, возникает вопрос ночевки. Вариантов как всегда много. Если вас двое или меньше, можно спать в машине, что не очень удобно и комфортно, зато дешево и сердито. Правда придется заранее позаботиться о благоустройстве салона, каких - либо специальных спальников, надувных матрасов. Основная цель - выровнять все неровности салона и обеспечить наиболее полноценный отдых. Иначе утром из машины вместо вас вылезет злое, не выспавшееся, скрюченное существо. Останавливаться для ночлега лучше всего в местах скопления тех же дальнобойщиков или вблизи постов ГИБДД. Желательно только расположиться хотя бы в 30 - 50 метрах от трассы, чтобы меньше страдать от шума проезжающих мимо автомобилей, водители которых страдают бессонницей. Раздеваться не обязательно, а вот обувь - снимите, иначе полного отдыха не будет. Окна приоткрывайте со стороны, противоположной трассе. Второй основной вариант - ночевка в гостинице. Запланируйте заранее, в каком городе вы хотите остановиться на ночлег (800 - 1200 км от начального пункта), и на въезде в город попросите сотрудников автоинспекции порекомендовать вам ближайшую гостиницу или мотель и расспросите о проезде к ним. Как правило, в последние годы нет никаких проблем с наличием мест. Этот вариант однозначно предпочтительнее салона автомобиля, если предстоит более одной ночевки.

    Есть и третий вариант, подходящий при передвижении компании на двух или более автомобилях - поставить палатки в чистом поле, развести костер, попеть песни под гитару, поужинать шашлыком и печеной картошкой. Однако спиртным не злоупотребляйте, помните, что завтра вам предстоит рабочий день. Бутылка пива, стопка водки или стаканчик сухого вина вполне заменят вам снотворное, обеспечив здоровый сон. Этот вариант грозит наибольшей потерей времени, зато по количеству доставленного удовольствия не имеет себе равных.

   Безопасность, самооборона.

   В последние годы проявление криминала на дорогах существенно уменьшилось. Однако это не значит, что можно проявлять беспечность. У населения имеется громадное количество зарегистрированного оружия, в том числе и нарезного огнестрельного. Однако брать его с собой в поездку не стоит, особенно если вы направляетесь в ближнее и дальнее зарубежье. Даже если ваше оружие законно, у вас могут быть большие проблемы на таможне и вообще с любыми сотрудниками правоохранительных органов. С собой лучше иметь перцовый (только не газовый!) баллончик - такое средство самообороны, насколько мне известно, не запрещено ни в одной стране мира и не изымается никакой таможней или милицией. Кроме того, положите у переднего сиденья под левой рукой крепкую суковатую палку диаметром 3.5 - 4.0 см и длиной 90 - 110 см. Только не делайте на ней каких-либо насечек, специальных шипов, не обозначайте рукоятку. В этом случае никто и никогда не признает ее оружием, однако, с помощью ее физически крепкий, здоровый мужчина спокойно отобъеться от 2 - 3-х нападающих, вооруженных даже холодным оружием. Такой дубиной нападающего убить трудно, а вот временно вывести его из строя, оглушив сильным ударом по голове или повредив, например, руку или ключицу, можно. Большего вам и не надо. Перцовый баллончик при правильном применении выводит нападающего из строя на 10 - 20 минут, а палка завершает воспитательный процесс. Особенно этот джельтменский набор эффективен против разной шпаны местного разлива, которая подваливает к транзитным водителям на остановках и требует деньги якобы за то, что вы остановились на их территории, угрожая при этом в случае неуплаты проколом колеса или разбитием лобового стекла. Конечно, если во время стоянки на вас нападают преступники, вооруженные огнестрельным оружием или же ваш автомобиль на трассе прижимают к обочине две - три других машины с вооруженными бандитами, то такое оружие самообороны вам не поможет. Стоит другая задача - уцелеть и при этом минимизировать свои потери. Тут как раз и пригодиться толстая пачка мелких купюр в вашем бумажнике, о которой я упомянул ранее. Дело в том, что психология любых бандитов - быстро схватить и еще быстрее смыться. Играйте на этом. Считать деньги на месте преступления им некогда. Естественно, после нападения на вас обязательно обратитесь в милицию, пригодятся и номера купюр.

    ГИБДД - ГАИ-ДАИ.

    От них не деться никуда. Проезжая некоторые районы России, особенно в южном направлении создается впечатление, что все местное мужское население работает только в ГИБДД и в соответственно стоит с полосатыми палочками вдоль дороги. На других же направлениях - западном в сторону Белоруссии, в восточном и особенно северном - их гораздо меньше. Автомобили останавливают редко, на одну - две минуты для проверки документов. На спокойных направлениях ГИБДД на трассе встретить практически невозможно, а вот на въезде - выезде из населенных пунктов, где скорость ограничена соответствующими статьями ПДД, на них можно налететь в любое время дня и ночи. Поэтому освойте световую азбуку - если встречные автомобили мигают вам фарами, значит недалеко в кустах прячутся доблестные сотрудники автоинспекции. Предупредите и вы встречных водителей после того, как проедете засаду. Если вас остановили по делу, за нарушение ПДД, лучше не спорте и не качайте права - проблемы с пересылкой водительского удостоверения по вашему месту жительства и их последующий поиск по отделениям не стоят суммы штрафа. Всегда разговаривайте с автоинспекторами вежливо и уверенно, с чувством собственного достоинства. Но если с вас пытаются откровенно вымогать, хотят ограбить, то можно и нужно давать отпор. Берите инициативу в свои руки. Предложите вымогателям в милицейской форме проехать с вами до ближайшего прокурора или до их начальника, для дальнейшего разбора полетов. Как только почувствуете угрозу "наезда" первым начните как бы невзначай расспрашивать о проезде в ближайшую прокуратуру или о месте нахождения вышестояшего милицейского начальства. Предупредите вымогателей о том, что вы сделаете запись в протоколе о вымогательстве с вас денег. Когда уж совсем невмоготу, вручите купюры с переписанными номерами и далее действуйте по обстоятельствам. Если захотите отомстить излишне жадному инспектору, глаза которого давно прикрыты пятирублевыми монетами, это позволит вам доставить ему очень большие неприятности.

    Если случилась беда.

    К сожалению никто из водителей не застрахован от попадания в ДТП. Если это случилось - дождитесь прибытия сотрудников ГИБДД для оформления факта аварии. При происшествии на трассе попросите водителей, двигающихся в обоих направлениях сообщить об аварии на ближайшие посты. Не трогайте автомобиль с места и не убирайте следы до прибытия официальных властей. Запишите фамилии, адреса и телефоны свидетелей, в крайнем случае можно переписать номера автомобилей, которые оказались на месте аварии и их водители видели что-либо. Окажите первую помощь раненым и при необходимости отправьте их в лечебные учреждения на попутном транспорте. Сообщите об аварии вашим страхователям и соберите для них необходимые документы. В общем, действуйте по обстоятельствам и по требованиям ПДД. 

Републикация материалов с сайта http://www.zarulemauto.ru.

тИЦ и PR сайта volkoff.okis.ru

Яндекс.Метрика
CY-PR.com

volkoff-журнал